Укладка брусчатки

Устройство тротуаров ? одно из старейших ремесел, которое наши предки начали осваивать практически одновременно со строительством дорог. При этом для дорожных покрытий использовались, как правило, необработанные материалы, тогда как на участках для пешеходной ходьбы уже в те далекие времена применялось мощение плиткой, изготовляемой ручным способом из природных материалов (известняка, песка и т.п.). Мощение тротуарной плиткой сегодня является неотъемлемой частью комплекса работ по городскому благоустройству. В начале XIX века появились первые асфальтовые тротуары. Они занимают лидирующее место среди всех дорожных покрытий и поныне. Это объясняется дешевизной асфальта, а также рядом других его достоинств. Так, асфальтовое покрытие достаточно гладкое, практически бесшумное. Его легко укладывать, ремонтировать, мыть и рисовать разметку. Но при этом асфальт имеет и существенные недостатки. Главным из них является то, что при эксплуатации, особенно в летнее время, такое покрытие выделяет в воздух вредные вещества. С ними связана повышенная заболеваемость болезнями легких в крупных городах. Асфальт не пропускает воду, что приводит к нарушению циркуляции воды в почве. Вода, накапливаясь на поверхности покрытия, испаряется и смешивается в воздухе с битумными испарениями, образуя смог. Асфальтовое покрытие недолговечно, быстро покрывается трещинами от перепада температур, поэтому его нужно периодически менять.
Учитывая все недостатки асфальта, в настоящее время в Европе повсеместно от него отказались в пользу искусственного камня или тротуарной плитки. Асфальтовое покрытие осталось только на скоростных автомагистралях, где необходима высокая гладкость дороги. Плитка имеет много преимуществ. Она долговечна, проста в ремонте. При необходимости замены подземных коммуникаций, ее легко поднять на время ремонта, а затем уложить обратно. Во время дождя вода не скапливается на поверхности камня, а легко уходит в землю через щели между плитками. Сохраняется водный обмен между землей и воздухом. Летом солнечные лучи нагревают плитку намного меньше, чем асфальтовое покрытие. К тому же под действием тепла камень не выделяет в атмосферу никаких вредных веществ. Укладка плиточного тротуара стоит примерно на 30% дороже, чем асфальтового, но полностью окупается через 3-4 года.
Существует 2 технологии производства тротуарной плитки: вибропрессование и вибролитье. При вибропрессовании используются жесткие смеси с минимальным содержанием воды. Это обеспечивает низкий расход цемента и высокую прочность готового изделия. Такая плитка имеет шершавую поверхность, высокую морозостойкость. Она хорошо подходят для мощения городских улиц. Вибролитье подразумевает применение пластифицирующих составов, которые заливают в виброформы. Получающиеся в результате плитки гладкие и имеют низкую морозостойкость. Высокое содержание воды в плитке может приводить к ее растрескиванию в морозы. Чтобы проверить, не переборщили ли производители с влагой, достаточно ударить двумя плитками друг о друга. Звонкий звук свидетельствует о нормальном содержании воды, а глухой – о ее избытке, такую плитку лучше не брать. Стоит обратить внимание и на цвет плитки. Яркий цвет при относительно невысокой стоимости может говорить о слишком большом содержании дешевых пигментов, что значительно снижает прочность.